Воспитательная работа

Права и ответственность несовершеннолетнего в гражданском законодательстве

развернуть
В отношения, которые регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (Гражданский кодекс принят в 1998 году), несовершеннолетний вступает каждый раз, когда покупает или продает что-либо, передает в качестве подарка кому-нибудь вещь или оказывает услуги и т.д. Кроме того, к данным отношениям причисляют такие, которые не поддаются денежному измерению, например, защита чести и достоинства, охрана авторских прав и пр. 

РОЖДЕНИЕ
Каждый ребенок с момента появления на свет:
1. Приобретает гражданскую правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и исполнять обязанности (статья 16 Гражданского кодекса). Правоспособность не отделима от существования человека, не зависит от его возраста, состояния здоровья и прекращается только после его смерти. 

2. Может стать наследником, если он был:
- живым в момент открытия наследства, или
- зачат еще при жизни наследодателя и родился живым после открытия наследства.

3. Считается полностью недееспособным до достижения 14-летнего возраста (статья 20 Гражданского кодекса) и своими действиями не может:
- приобретать и осуществлять гражданские права;
- создавать для себя гражданские обязанности; и
- исполнять их.

4. Имеет ПРАВО самостоятельно совершать (статья 27 Гражданского кодекса):
- мелкие бытовые сделки – должны быть направлены на удовлетворение обычных потребностей ребенка, исполняться в момент их заключения, а товар стоить незначительную сумму (например, покупка продуктов питания в магазине, разрешенных для продажи детям);
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, т.е. не требовать нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации (например, подарить книгу другу);
- сделки, по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями (родителями, усыновителями или опекунами), либо с согласия последних, иными лицами для определенной цели или свободного распоряжения (например, карманные деньги на ежедневные расходы).

5. Не несет никакой имущественной ответственность по всем совершенным сделкам. Данную ответственность несут законные представители несовершеннолетнего (статья 27 Гражданского кодекса).

6. Не отвечает за вред, причиненный другим людям. Возмещение вреда, нанесенного несовершеннолетним, осуществляется его законными представителями (как матерью, так и отцом), а также воспитательными, образовательными, лечебными или иными учреждениями (глава 58 Гражданского кодекса). В случае, если последние не имеют достаточных средств, чтобы компенсировать причиненный вред, то суд имеет право принять решение о возмещении полностью или частично вреда самим причинителем после достижения им совершеннолетия (при наличии определенных условий). Одновременно законные представители и названные выше учреждения могут не покрывать потерпевшему причиненный ущерб, если докажут, что вред, нанесенный ребенком, возник не по их вине.

Законные представители, воспитатели, образовательные, лечебные или иные учреждения, под надзором которых находятся несовершеннолетние, будут признаны виновными в поступках своих подопечных, если будет доказано, что ущерб, нанесен ребенком в результате:
- отсутствия за ним соответствующего присмотра; или 
- безответственного подхода к его воспитанию; или
- неправомерного использования прав по отношению к нему.

Примером подобных действий может быть попустительство или поощрение шалостей либо хулиганских действий детей, безнадзорность и пр. 

14 ЛЕТ 
1. Наступает частичная дееспособность.

2. Несовершеннолетний имеет ПРАВО (статья 25 Гражданского кодекса):
2.1 Самостоятельно, без согласия своих законных представителей:
- совершать сделки, разрешенные детям в возрасте до 14 лет;
- распоряжаться своими заработком, стипендией и иными личными доходами;
- осуществлять права автора на произведения своей творческой или интеллектуальной деятельности;
- вносить в банки вклады и распоряжаться ими в соответствии с законодательством.
2.2. Совершать иные сделки с письменного согласия своих законных представителей. Согласие может быть оформлено как до, так и после совершения сделки.

3. Имущественную ответственность в результате совершения сделки несут:
- только несовершеннолетние, если согласие на её осуществление не требовалось;
- несовершеннолетние, а также дополнительно лицо, давшее письменное согласие на совершение сделки.

4. Возмещение вреда, причиненного ребенком, осуществляется им самостоятельно по общим правилам. Если у несовершеннолетнего нет:
- достаточных средств (он не работает и не получает стипендии) или 
- имущества для покрытия нанесенного ущерба, 
то выплаты потерпевшим осуществляют законные представители подростка (статья 25 Гражданского кодекса).

5. Суд по ходатайству законных представителей либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права распоряжаться своим заработком, стипендией или иным доходом при нерациональном его использовании (например, в связи с покупкой наркотических веществ или спиртного, проигрывания полученных денег в азартные игры и пр.).

16 ЛЕТ 
1. Несовершеннолетний имеет ПРАВО (в дополнение к названному выше): 
1.1. Стать членом кооператива.
1.2. Приобрести полную дееспособность, или стать эмансипированным, в случаях, если (статья 26 Гражданского кодекса):
- работает на основании трудового договора (контракта); или
- занимается с согласия законных представителей предпринимательской деятельностью;
- официально зарегистрировал брак в соответствующих государственных органах. 

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органов опеки и попечительства с согласия каждого законного представителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда. 

Законные представители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного подростка, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда (статья 26 Гражданского кодекса). 

18 ЛЕТ 
Ребенок становится совершеннолетним и автоматически приобретает полную гражданскую дееспособность.свернуть

Нормативные документы

развернуть

Перечень нормативно-правовых документов

С нормативными правовыми документами для учреждений общего среднего образования можно ознакомиться на сайтах:

Национального правового портала Pravo.by

Министерства образования

Национального института образования

Кодексы, Законы Республики Беларусь

Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011 – № 13, 2/1795 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3961&p0=Hk1100243.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. — Минск : Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2012 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text&regnum=HK9900278

Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h10400301&p2={NRPA}

Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/MAIN.ASPX?GUID=3871&P0=H11400122&P1=1

Директивы, Декреты Президента Республики Беларусь

Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/direktiva-1-ot-11-marta-2004-g-1397/

Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 "Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/direktiva-3-ot-14-ijunja-2007-g-1399/

Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-10535/.

Нормативные документы, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.08.2012 № 93 "О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3961&p0=W21327581

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 №  63, от 25.11.2014 № 78) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=W21326846p&p1=1.

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 "Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3961&p0=W21022875

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 144 "Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3961&p0=W21022916

Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 02.02.1995 № 13 "Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3961&p0=W21022916

Нормативные документы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь

Положение об учреждении общего среднего образования: утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-1401

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 «Об утверждении положений о педагогическом совете учреждения общего среднего образования и родительском комитете учреждения общего среднего образования».  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/pdf/2011-124/2011-124(044-052).pdf

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.12.2016 № 126 «О внесении дополнений в некоторые постановления Министерства образования Республики Беларусь».  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=W21731679

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146 «Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования».  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=W21124094.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 декабря 2016 г. № 127 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146».  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0=W21731680.

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2016 № 48 «Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2016/2017 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования».  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-1401.

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14421

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-1401

Письма Министерства образования Республики Беларусь

Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования от 30 июня 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edu.gov.by/page-26461

О некоторых вопросах организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году от 5 сентября 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edu.gov.by/page-26461.

свернуть

Год малой родины

развернуть

Год малой родины

Годом малой родины решено объявить 2018 год в Беларуси. Об этом Президент Александр Лукашенко заявил на торжественной церемонии вручения государственных наград лучшим работникам аграрной отрасли республики. Глава государства пояснил, что на принятие такого важного решения подвигли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека. «Она многолика. Для одних это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других — кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя. А для тех, кто уехал искать счастье в другие страны, малой родиной стала Беларусь», — отметил Александр Лукашенко. 
Президент подчеркнул, что пришло время каждому не только вспомнить о своих корнях, о месте, где осталась частичка души, но и отдать долг этому клочку земли. «Очень хочется, чтобы помощь шла от сердца, стала собственной инициативой. Она может быть материальной, созидательной, просветительской, творческой — кто как может и кто сколько может. Зависит от возможностей, фантазии и желания каждого. Настал момент проявить себя и вписать свое имя в историю этой малой родины, этого клочка нашей земли», — заявил белорусский лидер. Александр Лукашенко констатировал, что Беларусь — красивая и благоустроенная страна с чистыми уютными городами, ухоженными сельхозугодьями, богатой природой. «Государство много сделало в этом направлении и не остановится на достигнутом. Но ведь нет предела совершенству, и всегда найдется где применить собственные силы. Беларусь — наш общий дом, и в наших интересах сделать его уютным и образцовым, — сказал он. — Давайте покажем, что мы истинные и рачительные хозяева своей земли. Нас много, и поэтому даже самый скромный вклад каждого сыграет свою роль, сделает страну еще краше». 
По словам главы государства, личное участие каждого в этом процессе будет для новых поколений примером настоящего патриотизма, когда красивые лозунги и слова подкрепляются конкретными делами и поступками. «И это не задача одного года. Возможно, нескольких лет. А лучше, если станет нормой жизни. Нашей родной земле нужна энергия любви каждого жителя, его вера в свою страну и забота о ней. Беларусь такая, какой мы ее видим, такая, какой мы ее создаем. И самое главное — какие мы, такая и она, наша Беларусь. Чем больше людей успешных, уверенных в себе и своей стране — тем сильнее государство. И понимание этой связи надо передать, как ген, своим детям», — считает Александр Лукашенко. Это невозможно без воспитания гордости за свою страну, город, деревню, семью. Чтобы привить эти чувства, надо самим быть ответственными за слова, дела, поступки, за близких людей. 

«Мы должны показать нашим детям, что, как бы ни сложилась их жизнь в будущем, у них есть дом, есть малая родина, где они всегда найдут утешение и почувствуют незримую поддержку от этой земли. Мне не надо вам рассказывать, что такое малая родина, особенно, что такое деревенька, в которой, может быть, уже осталось три-пять домов, — когда-то большая деревня превратилась в совсем маленький уголок, как у нас раньше говорили, в хуторок. И мне не надо вас убеждать, что с годами тянет туда, где ты сделал первые шаги. Пока у нас есть время и возможности, давайте спасем эти хуторки», — призвал Президент. Глава государства обратил внимание: те, у кого есть возможности отстроить и возродить эти деревеньки, пусть назовут их своим именем. «Но мы его сохраним. И если смотреть в суть темы года глубже, то станет понятно, что это не страна, а мы сами нуждаемся в том, чтобы сделать что-то доброе и полезное для своего родного края. Это нам важно почувствовать себя нужными, щедрыми. Облагородить душу красивыми, бескорыстными делами. Осознать себя хозяевами собственной жизни, самодостаточными людьми, которые не только искренне радуются успехам своей страны, но и чувствуют к ним личную причастность», — резюмировал Александр Лукашенко. 


По материалам БелТА.

свернуть